Планы ПРАКТИЧЕСКИХ занятий с методическими указаниями
Тема № 1. Фонетический строй латинского языка (4 ч.)
1. Введение: Историческое значение латинского языка в европейской культуре.
2. Латинская юридическая терминология и крылатые выражения.
3. Латинский алфавит.
4. Особенности чтения гласных букв.
5. Особенности чтения согласных букв.
6. Классификация слогов.
7. Правила постановки ударения.
Задания
1. Выполните упражнение на стр. 26 учебника М. Е. Ниссенбаума.
2. Потренируйтесь в чтении выражений на стр. 499 и далее этого же учебника.
Основная литература
1. Ниссенбаум М. Е. Латинский язык. Издание второе. – М. : Проспект, 2001. – С. 20-26.*
2. Simpliciter de difficilibus (Просто о сложном) : учебно-методическое пособие по дисциплине «Латинский язык» / сост. А. В. Карабыков. – Омск : ОмЮИ, 2007. – С. 5-7.
Дополнительная литература
1. Газиева И. А. Латынь и римское право : учебник для вузов. – М. : Экзамен, 2004.– С. 19-25.
2. Горбунова Л. К. Латинский язык : методическое пособие по анализу и переводу юридических текстов / Л. К. Горбунова, О. Ю. Васильева. – Омск, 2002. – С. 5-6.
* В дальнейшем все указания будут приводиться по второму изданию этого учебника.
Если у Вас первое издание 1996 года (в черном переплете), заранее сверяйте расположение материала со вторым изданием этой книги (в коричневом переплете).
Методические указания
Предварительное замечание: В связи с тем, что, согласно утвержденному стандарту, все занятия по латинскому языку рассматриваются как практические, аудиторная работа имеет комбинированный характер. Каждое занятие обычно включает в себя три этапа и соответствующие им формы работы. Первый этап – контроль усвоения изученного материала; формы работы – дискуссия, контрольная работа, тест.
Рубежный контроль проводится в виде 30-минутного теста в начале занятия № 6, № 12. На последнем занятии проводится итоговое тестирование.
Второй этап – рассмотрение новой темы; третий – ее закрепление путем выполнения упражнений и перевода текстов. Работе над наиболее сложными и значимыми темами уделяется два занятия. Первое занятие приближается по характеру к лекции, поскольку объяснение преподавателя составляет его основную часть. На втором занятии главный акцент делается на активной работе студента, призванного не только упрочить свои знания, но и продемонстрировать их качество. Изучение менее трудоемких тем занимает одно аудиторное занятие, на котором рассмотрение нового материала совмещается с практической работой над ним.
1. Одна из самых распространенных и труднопреодолимых ошибок, возникающих при чтении на латинском языке, – это использование навыков английского или немецкого произношения. Такое перенесение может происходить неосознанно или же допускаться произвольно. Постарайтесь преодолеть эту привычку с самого начала. Нужно усвоить, что латинское произношение основано на одном ключевом принципе: в большинстве случаев одной букве соответствует один звук. Иначе говоря, О всегда читается как О, А как А, Е как Э, В как Б и т. д. В этом смысле латынь гораздо ближе к русскому языку, чем, скажем, к английскому или французскому.
2. Особое внимание следует уделить часто встречающимся диграфам, произносимым как один звук: АЕ, ОЕ (proelium, caelum).
3. Обратите внимание, что сочетание TI произносится как ЦИ, если оно соответствует следующей формуле:
T
S – TI – гласный звук (напр.: initium, но: pacti, hostia, Titus)
X
4. Самым «тонким» в смысловом отношении правилом постановки ударения является следующее: В словах, состоящих из трех или более слогов, ударным является второй от конца слог, если он долгий. Если он краткий, ударный – третий от конца слог. Возникает вопрос: В каких случаях этот второй слог является долгим? Ответ: а) если он закрытый, т.е. оканчивается на согласный (fun-da-men-tum); б) если он открытый и долгий (ta-ce-re, но ca-pe-re). Помните также, что гласный, стоящий непосредственно перед другим гласным, всегда краткий. Поэтому его краткость не выделяется особым графическим знаком (filius).
Вопросы для самоконтроля
1. Произношение каких сочетаний гласных не соответствует их написанию?
2. Как отличить при чтении диграф от аналогичного сочетания самостоятельных гласных?
3. В чем состоят особенности произношения в области согласных?
4. В чем состоят правила постановки ударения (объясните на примере слов: lapis, mittěre, punīre, filia)?
Тема № 2. Склонение имен существительных (I, II типы) (4 ч.)
1. Общая грамматическая характеристика имени существительного.
2. Система склонения существительных.
3. Специфика падежной структуры: значение латинских падежей в их сопоставлении с русской падежной структурой.
4. Закономерности, наблюдаемые при склонении существительных.
5. Образцы первого и второго склонения имен существительных.
Задания
1. Выполните упражнение и сделайте перевод предложений на стр. 37-38 учебника М.Е. Ниссенбаума
Основная литература
1. Ниссенбаум М. Е. Латинский язык. С. 27-40
2. Simpliciter de difficilibus (Просто о сложном). С. 8-10.
Дополнительная литература
1. Газиева И.А. Латынь и римское право. С.28-29, 32-34.
2. Горбунова Л.К., Васильева О.Ю. Латинский язык. С. 23-25
Лексический минимум (ad memorandum – для запоминания):
culpa, -ae f. – вина damnum, -i n. – ущерб
injuria, -ae f. – правонарушение, оскорбление bellum, -i n. – война
poena, -ae f. – наказание, штраф casus belli – повод к войне
rapina, -ae f. – грабеж, награбленное . delictum, -i n. – преступление
causa, -ae f. – причина, дело, процесс corpus delicti – состав преступления
causa privata – частное судебное дело furtum, -i n – кража, воровство
arbiter, -tri m. – судья dolus, -i m. – обман
Методические указания
1. Определяя тип склонения существительных, не забывайте, что главным показателем каждого типа служит форма Gen. Sing. (Р.п., ед.ч.), ибо именно в этой форме существительные имеют специфические, не повторяющиеся у слов других типов склонения окончания. Сравните, к примеру:
Nom. sing. (Им.п., ед.ч.): fundus (II скл.), tempus (III), manus (IV);
Genetivus sing.: fundi, temporis, manus.
2. В вопросе о структуре латинских падежей особого внимания требует рассмотрение значений самого специфического из падежей, а именно, Ablativus-а.
Он соответствует русскому творительному и предложному падежам, но также родительному падежу в значении удаления. Это то значение, которое выражается в русском языке с помощью предлогов ОТ, ИЗ, С (СО). Названные единицы имеют латинские аналоги – предлоги AB (A), DE, EX. Отличие состоит в том, что, если с русским предлогами употребляется существительное в родительном падеже, то их латинские пары «требуют» от существительных формы Ablativus-а. Например: (достал) из воды – ex aqua, (вернулся) от друга – ab (a) amico.
3. При характеристике Vocativus-a будьте готовы доказать на примерах, что
в древности этот – звательный – падеж имелся и в русском языке.
4. Учась склонять существительные, помните о двух важнейших закономерностях, присущих словам всех типов склонения:
а) во множ. ч. формы Nom., Acc., Voc. всегда совпадают.
б) у существительных среднего рода разных склонений эти формы совпадают и в ед.ч., причем, во мн.ч. это окончание -А (сравните: verbum – verba, слово – слова).
Заметьте, что в русском языке для слов среднего рода также характерно это совпадение: Слова (им.п.) звучат – Я слышу слова (в.п.); Verba (Nom.) sonant – Audio verba (Acc.).
5. Распространенной ошибкой при склонении существительных всех типов является нечеткое распознавание основы и окончания, в результате чего происходит смешение и наложение окончаний разных падежей. Например, в существительном filius основа fili– , и все формы косвенные падежей ед. и мн.ч. следует образовывать именно от этой основы, ничего не прибавляя и не отнимая от нее (fili-i, fili-o, fili-um, fili-orum, fili-is etc.).
Вопросы для самоконтроля
1. Для чего в словаре, помимо начальной, приводится форма Gen. sg. существительного?
2. Каким русским падежам (и падежным значениям) соответствует Ablativus?
3. В чем своеобразие Vocativus-а?
4. Каковы закономерности, общие для склонения существительных всех типов?
Тема № 3. Спряжение глаголов в системе инфекта (6 ч.)
1. Грамматическая характеристика латинского глагола.
2. Словарная запись латинского глагола и характеристика трех его основ:
а) основа инфекта и система форм, образуемых от нее: praesens, imperfectum, futurum I;
б) основа перфекта и система форм, образуемых от нее: perfectum, plusquamperfectum, futurum II;
в) основа супина и система неличных форм, от нее образуемых: supinum, participium perfecti passivi; participium futuri activi.
3. Анализ системы инфекта: значение и употребление ее времен.
4. Спряжение глаголов в формах инфекта изъявительного наклонения в действительном и страдательном залогах.
5. Образование форм повелительного наклонения.
Задания
1. Воспользовавшись словарем, рассмотрите словарную запись любого глагола, выделите три его основы.
2. Выполните упражнения б), в) и сделайте перевод предложений А на стр. 56-58 учебника М.Е. Ниссенбаума, упр. б) на стр. 123
3. Выполните упражнение а) на стр. 70 этого же учебника
4. Переведите предложения:
а) Мальчик читает книгу своему другу (читать – lego, lexi, lectum, -ere; книга – liber, -bri);
б) Поэты пишут письма друзьям (писать – scribo, scripsi, scriptum, -ere ; письмо – epistola, -ae);
в) Учеников обучают опытные учителя (обучать – docere, -cui, ctum, -ere; опытный – peritus (II)
Основная литература
1. Нисенбаум М.Е. Латинский язык. С. 42-52, 64-65, 118-121, 152-156.
2. Simpliciter de difficilibus (Просто о сложном). С. 22-27.
Дополнительная литература
1. Газиева И.А. Латынь и римское право. С. 37-41, 56-57.
2. Горбунова Л.К., Васильева О.Ю. Латинский язык. С. 7-11, 17.
Лексический минимум
absolvo, -solvi, -solutum, -ere – освобождать, оправдывать
accipio, -cepi, ceptum, -ere – принимать, получать
libero, -avi, -atum, -are – освобождать
facio, feci, factum, ere – делать, совершать
inquiro, -sivi, -situm, -ere – искать, исследовать
interrogo, -avi, -atum, -are – спрашивать, допрашивать
veto, -ui, vetitum, -are – запрещать
abstineo, -tinui, -tentum, -ere – удерживать, запрещать, воздерживаться
in dubio abstine – при сомнении воздержись
terium non datur – третьего не дано
contra factum non datur argumentum – против факта не дается доказательство
cogito ergo sum – мыслю, следовательно существую
Методические указания
1. Итогом занятия № 4 должно стать ясное понимание системы глагольных форм, ее замечательно логичного и стройного устройства. Вы должны уметь, во-первых, охарактеризовать три типа глагольных основ и, во-вторых, объяснить, какие формы от них образуются. При этом вам нужно знать, что такое спряжение; чем отличаются личные формы глагола от неличных.
2. Следует иметь в виду, что латинская глагольная система во многом близка русской, английской и особенно немецкой. Поэтому при изучении этой темы постарайтесь активизировать свои знания в соответствующих областях грамматики указанных языков.
3. К занятию № 5 вы должны уметь определять тип спряжения глагола по конечному звуку его инфектной основы и спрягать слова этой части речи в настоящем времени, изъявительном наклонении, действительном и страдательном залогах.
Для этого необходимо запомнить соответствующие окончания, а также понять правило употребления соединительного гласного в формах глаголов третьего спряжения. Суть этого правила: соединительный гласный -I– переходит в Е перед R и в U перед NТ. Во всех остальных случаях он остается неизменным. Сравните: mitt-i-s, mitt-e-ris, mitt-u-nt. Не забывайте при этом, что соединительный гласный также появляется у глаголов четвертого спряжения в форме 3-его л. мн.ч. действ. и страд. залогов (audi-u-nt, audi-u-ntur).
Вопросы для самоконтроля
1. Из каких форм состоит словарная запись латинского глагола и почему?
2. Какие формы образуются от основы инфекта, перфекта и супина?
3. Каковы типы спряжения глагола в системе инфекта?
4. Как сформулировать правило употребления соединительного гласного (на примере глагола struĕre)?
Тема № 4. Склонение имен существительных (III, IV, V типы) (4 ч.)
1. Классификация существительных третьего склонения:
а) согласный подтип: неравносложные существительные всех трех родов c основой на согласный (homo, lex, tempus);
б) гласный подтип: существительные среднего (и женского) рода с основой на -i (animal, turris);
в) существительные мужского и женского родов смешанного подтипа (vulpes, ars).
2. Образцы склонения существительных третьего типа в трех его разновидностях.
3. Склонение существительных четвертого типа (fructus, cornu).
4. Склонение существительных пятого типа (res, dies).
Задания
1. Выполните упражнения а), б), г) по пособию Л.К. Горбуновой и О.Ю. Васильевой на стр.34
2. Сделайте перевод предложений на стр. 106-107 учебника М.Е. Ниссенбаума
Основная литература
1. Нисенбаум М.Е. Латинский язык. С. 96-101, 115-116, 182-184.
2. Simpliciter de difficilibus (Просто о сложном). С. 11-13.
Дополнительная литература
1. Газиева И.А. Латынь и римское право. С. 43-45, 49-50.
2. Горбунова Л.К., Васильева О.Ю. Латинский язык. С. 33-35.
Лексический минимум
actio, -nis f. – действие, иск
civis, -is m./f. – гражданин, гражданка
jus, juris n. – право
jus (civile, naturale, publicum, gentium, propriaetatis) – право (гражданское, естественное, публичное, международное, собственности)
lex, legis f.– закон
ratio legis – основание закона
lex non scripta – неписаный закон
adoptio, -nis f. – усыновление
crimen, criminis – преступление
heres, -edis m./f. – наследник
hereditas, -tatis f. – наследство
Методические указания
1. При характеристике каждой разновидности третьего склонения следует опираться на три ключевых критерия: а) род существительного; б) равносложность / неравносложность, т.е. совпадающее или несовпадающее количество слогов в формах Nom. и Gen. sg.; в) окончание слова в Nom. sg.
2. Склоняя существительные третьего типа, помните, что все различия, наблюдаемые между его разновидностями, сводятся, главным образом, к двум позициям: Abl. sg. и Gen. pl. Эти различия удобно представить в виде следующей таблицы:
Разновидность III скл.
Abl. sg.
Gen. pl.
Согласный подтип
-e (homine)
-um (hominum)
Гласный подтип
-i (animali)
-ium (animalium)
Смешанный подтип
-e (vulpe)
-ium (vulpium)
3.Старайтесь четко различать основу существительного, определяемую по форме Gen.sg., и окончание. К примеру, у существительного tempus (время) основа tempor-is. От нее образуются все остальные формы tempor-i, tempor-e tempor-а tempor-um tempor-ibus.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы главные отличительные черты согласного, гласного и смешанного подтипов III склонения существительных?
2. В чем состоит различие в склонении существительных III склонения всех подтипов (продемонстрируйте на примере слов: ignis, -is; exemplar, -is; pes, pedis)?
3. Какие дополнительные закономерности наблюдаются в рамках III склонения?
Тема № 5. Имена прилагательные и наречия (4 ч.)
1. Общая грамматическая характеристика имени прилагательного.
2. Прилагательные 1 и 2-го склонения (bonus, -a, -um).
3. Типы прилагательных 3-го склонения:
а) прилагательные трех окончаний (celeber, -bris, -bre);
б) прилагательные двух окончаний (brevis, -e);
в) прилагательные одного окончания (felix).
4. Специфика согласования прилагательного и существительного.
5. Образование форм сравнительной и превосходной степеней прилагательных и их склонение.
6. Супплетивные и описательные (аналитические) формы степеней сравнения прилагательных.
7. Характеристика наречий:
а) способы образования наречий от прилагательных;
б) образование форм сравнительной и превосходной степеней наречия.
Задания
1. Выполните упражнение а) на стр. 138; а), г) на стр. 175 учебника М.Е. Нисенбаума.
2. Сделайте перевод предложений А на стр. 175-176 этого же учебника.
3. Образуйте три словосочетания по модели «сущ. + прил.» так, чтобы в одном случае оба слова склонялись по одному типу, а в других – по разным.
Основная литература
1. Нисенбаум М.Е. Латинский язык. С. 52, 132-135, 166-174
2. Simpliciter de difficilibus (Просто о сложном). С. 14-18.
Дополнительная литература
1. Горбунова Л.К., Васильева О.Ю. Латинский язык. С. 29, 36.
2. Газиева И.А. Латынь и римское право. С. 140-146.
Лексический минимум
turpis, -e – постыдный, безнравственный
validus, -a, -um – здоровый, действительный
justus, -a, -um – справедливый, законный, праведный
res corporales et incorporales – вещи материальные и нематериальные
jus strictum – строгое право
nocens, -tis – преступный, виновный
(non) culpabilis, -e – (не) предосудительный, (не)виновный
homicidium (necessarium, voluntarium) – убийство (необходимое, добровольное)
mores majorum – обычаи предков
Salus populi suprema lex est – Благо народа – высший закон
Lex posterior derogat priori – Последующий закон отменяет действие предыдущего
Методические указания
1. Присоединяя прилагательные к существительным, помните, что их согласование может быть полным (medicus peritus – опытный врач) и неполным (medicus felix – счастливый врач). В последнем случае прилагательное принимает род и число существительного, но различается с ним по типу склонения.
Возможны два варианта этого различия: а) прилагательное I или II склонения, а существительное III IV или V-го (rex bonus – хороший царь); б) прилагательное III склонения, а существительное I, II, IV или V-го (amica fidelis – верная подруга). Естественно, что в таких случаях оба слова будут изменяться по-разному, каждое в соответствии со своим типом склонения.
2. Образуя формы степеней сравнения прилагательных, не забывайте о том, как они склоняются. Формы сравнительной степени прилагательных изменяются по третьему согласному типу: longior – longior-is, longior-i longior-em, longior-e etc. А формы превосходной степени – по первому и второму типам: longissimus – longissim-i, longissim-o, longissim-um etc.(II); longissima – longissim-ae, longissim-ae, longissim-am etc.(I).
3. Для ответа на 6-ой вопрос выучите супплетивные формы степеней сравнения пяти прилагательных (стр. 170 учебника М.Е. Нисенбаума).
4. Выполняя упражнение г) на стр. 175 учебника М.Е. Нисенбаума, изучите п.91 на стр. 174. Помните, что предложения, выражающие сравнение двух вещей, могут переводиться на латинский двумя способами: а) с помощью формы Ablativus-а (Pater est filio altior – Отец выше сына); б) с помощью союза quam – чем (Pater est altior, quam filius).
При превосходной степени часто употребляется Gen.pl., который соответствует форме род.п. мн.ч. с предлогом из (Omnium filiorum Marcus altissimus est – Из всех сыновей Марк – самый высокий).
NB! Первое занятие по теме № 5 начинается с первого рубежного контроля. Вы должны быть готовы к 30-минутному тесту, включающему в себя задания по всем пройденным темам (№ 1-4). Для этого необходимо заранее повторить материал занятий №1-4. В файле «Тесты для самоконтроля» этого УМК представлен примерный образец теста, который вы можете использовать для предварительной самопроверки.
Вопросы для самоконтроля
1. Как определить тип склонения прилагательного?
2. Как образуются формы сравнительной степени прилагательных?
3. С помощью каких суффиксов образуются формы превосходной степени прилагательных?
Тема № 6. Спряжение глаголов в системе перфекта (4 ч.)
1. Характеристика системы времен, образуемых от основы перфекта:
а) образование, значение и употребление perfectum;
б) образование, значение и употребление plusquamperfectum;
в) образование, значение и употребление futurum II.
2. Спряжение глаголов в формах перфектных времен изъявительного наклонения
а) страдательного залога;
б) страдательного залога.
Задания
1. Выполните упражнение б) на стр. 224; б) на стр. 242 учебника М.Е. Нисенбаума.
2. Сделайте перевод предложений А на стр. 224-225 этого же учебника.
Основная литература
1. Нисенбаум М.Е. Латинский язык. С. 217-223, 233-238.
2. Simpliciter de difficilibus (Просто о сложном). С. 28-30.
Дополнительная литература
1. Газиева И.А. Латынь и римское право. С. 107-110.
2. Кацман Н.Л., Покровская З.А. Латинский язык. – М., 2001.– С. 136-140.
Лексический минимум
rego, rexi, rectum, ere – управлять
exigo, -egi, -actum, ere – требовать, взыскивать
examino, -avi, -atum, -are – испытывать, взвешивать
emendo, -avi, -atum, -are – исправлять, лечить
vendo, vendidi, venditum, ere – продавать
emo, emi, emptum, emere – покупать
constituo, -ui, -utum, -ere – решать, устанавливать
Cognosce te ipsum – Познай самого себя.
Judex damnatur cum nocens absolvitur – Судья виновен, если виновный оправдан
Методические указания
1. Прежде, чем характеризовать систему перфектных форм, вспомните всю систему глагольных форм (см. план № 4-5) и подумайте над соотношением в ней перфектных форм с другими. Говоря о специфике перфектных времен, проведите аналогии с русским, немецким и / или английским языками.
2. При спряжении глаголов в формах рассматриваемых времен будьте внимательны с окончаниями. Специфическими окончаниями обладают только формы Perfectum-a, тогда как Plusquamperfectum и Futurum II характеризуются теми же окончаниями, что и инфектные формы. Причем, Plusquamperfectum в I л ед.ч. оканчивается на –m (docu-era-m), а Futurum II – на -о (docu-er-o). Сравните:
форма
Perfectum
Plusquamperfectum
Futurum II
2л. ед.ч.
docu-isti
docu-era-s
docu-eri-s
2л. мн.ч.
docu-istis
docu-era-tis
docu-eri-tis
3л. мн.ч.
docu-erunt
docu-era-nt
docu-eri-nt
3. Для правильного построения форм страдательного залога нужно вспомнить, во-первых, как образуются и изменяются страдательные причастия совершенного вида (Participium perfecti passivi) и, во-вторых, – спряжение глагола esse во временах системы инфекта.
Выполняя упр. б) на стр. 242 учебника М.Е. Нисенбаума, не забывайте, что, в отличие от русского языка, латинские страдательные причастия различаются по родам не только в ед.ч., но и во мн.ч. Так, формам трех родов ornati, ornatae, ornata в русском языке соответствует одна общая форма украшенные.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем состоит специфика значений форм Plusquamperfect и Futurum II?
2. Какие основы используются для образования форм системы перфекта?
3. Как образуются перфектные формы страдательного залога?
Тема № 7. Система местоимений (4 ч.)
1. Обзор системы местоимений.
2. Склонение личных местоимений (ego, tu, nos, vos).
3. Специфика употребления и склонение возвратного (sui) и притяжательных местоимений (meus, tuus, suus, noster, vester).
4. Классификация и склонение указательных местоимений (ille, iste, is, hic и т.д.).
5. Склонение местоимений:
а) определительных (ipse, idem),
б) относительных (qui, quae, quod),
в) вопросительных (quis, quid),
г) неопределенных (aliqui, quidam и т.д.),
д) отрицательных (nemo, nihil).
6. Специфика склонения местоименных прилагательных (unus, totus и т.д.).
Задания
1. Выполните упражнение а) на стр. 89; а) на стр. 185 учебника М.Е. Нисенбаума.
2. Сделайте перевод предложений А на стр. 90-91 этого учебника.
3. Переведите предложения:
а) Идем с нами к его адвокату!
б) Не давай им свое завещание (testamentum, -i)!
в) Он любит эти законы больше, чем саму жизнь (больше – magis).
г) Никто из вас не был с ним в тот день.
д) Человек, вина которого не доказана, невиновен (доказывать – probo,-avi,-atum,-are; виновен – reus,-a,-um).
е) Кому ты сказал об этом договоре (договор – pactum,-i).
з) Какое дело рассматривается в суде? (суд – judicium, рассматривать – considerare).
Основная литература
1. Нисенбаум М.Е. Латинский язык. С. 63-64, 52-53, 77-84, 199-201
2. Simpliciter de difficilibus (Просто о сложном). С. 18-22.
Дополнительная литература
1. Газиева И. А. Латынь и римское право. С.42, 80-81, 96-101
2. Горбунова Л. К. Латинский язык /Л. К. Горбунова, О. Ю. Васильева. С. 29-30
3. Кацман Н.Л., Покровская З.А. Латинский язык. – М., 2001.– С. 61-65.
Лексический минимум
Meo voto – по моему желанию
Nemo est supra leges – Никто не выше законов
Amicus mihi Plato, sed magis amica veritas
Aliena vitia in oculis habemus, a tergo nostra sunt (vitium – порок, a tergo – сзади)
Quod licet Jovi, non licet bovi – Что разрешено Юпитеру, не разрешено быку
Homo sum, humani nihil me alienum puto – (alienus, -a, -um – чуждый)
Suum quique – Каждому свое
Actus me invito factus non est meus actus – Действие, совершенное против моей воли, не является моим действием
Alter ego – Второе я
Persona sui juris – Лицо своего права
Cujus commodum, ejus periculum – Чья выгода, того и риск
Pax vobiscum! – Мир с вами (вам)!
Методические указания
1. Помните, что возвратное местоимение sui (себя) и притяжательные местоимения suus,-a,-um (свой, -я, -е) могут употребляться только по отношению к третьему лицу обоих чисел. Для I и II-го лица используются соответствующие личные или притяжательные формы. Например, по-русски можно сказать: Я увидел себя, ты – себя, а он – себя. По-латински же эту самую мысль можно выразить только так: Ego vidi me, tu vidisti te, is vidit se. Или: Мы любим свою Родину, а они любят свою. – Nos amamus nostram patriam sic, ut ei amant suam.
2. Отвечая на 4 и 6-ой вопросы, помните о том общей схеме, в соответствии с которой склоняются указательные, определительные местоимения и местоименные прилагательные. В целом они склоняются по I и II типам (как прил. bonus, -a, -um), но в Gen. sg. всех трех родов они имеют окончание – ius, а в Dat. sg. – окончание –i. Сравните:
Nom.sg.
bonus,-a,-um
ille,-a,-ud
Gen.sg.
boni,-ae,-i
illius
Dat.sg.
bono,-ae,-o
illi
Acc.sg.
bonum,-am,-um
illum,-am,-ud
3. Выучите местоименные прилагательные в их начальных формах.
4. Для того чтобы правильно перевести предложения а), б) задания № 3, повторите образование форм повелит. накл. глаголов (стр. 64-65 учебника М.Е. Нисенбаума).
Вопросы для самоконтроля
1. Чем различаются по употреблению и значению формы Gen. Pl. личных местоимений: nostri – nostrum, vestri – vestrum?
2. Чем отличаются с т.з. употребления возвратное местоимение sui и притяжательное местоимение suus –a, -um от соответствующих русских форм?
3. В чем заключается специфика склонения указательных местоимений типа ille, -a, -ud и местоименных прилагательных?
Тема № 8. Супинум, причастия, герундий, герундив (4 ч.)
1. Обзор системы неличных глагольных и отглагольных форм.
2. Форма и значение супина.
3. Типы причастий в латинском языке (их образование, значение, употребление и склонение):
а) participium praesenti activi;
б) participium perfecti passivi;
в) participium futuri activi
4. Образование, значение, функция и склонение герундия.
5. Образование, значение употребление и склонение герундива.
Задания
1. Выполните упражнения б) на стр. 70; б), в) на стр. 138; б), г) на стр. 158 учебника М. Е. Нисенбаума.
2. Сделайте перевод предложений А № 1-14 на стр. 158-159 этого учебника.
Основная литература
1. Нисенбаум М.Е. Латинский язык. С. 69, 135-137, 148-152.
2. Simpliciter de difficilibus (Просто о сложном). С. 32-35.
Дополнительная литература
1. Горбунова Л.К., Васильева О.Ю. Латинский язык. С. 31
2. Кацман Н.Л., Покровская З.А. Латинский язык. – М., 2001.– С.188-191, 227-232.
Лексический минимум
actiones mixtae – смешанные иски
onus probandi – бремя доказательства
dictum – factum – сказано – сделано
post scriptum – после написанного
modus vivendi – образ жизни
ad disputandum – для обсуждения
pacta sunt servanda – договоры нужно соблюдать
jus eundi – право прохода
Quidquid dicturus aliis es, prius dic tibi! – Что бы ты ни собирался сказать другим, скажи (это) сначала себе!
Dictum sapienti sat est – Разумеющему достаточно сказанного.
Injuriam qui facturus est, jam facit.
Judex est lex loquens.
Методические указания
1. Прежде, чем характеризовать систему неличных форм, вспомните всю систему глагола (см. план № 4-5). Говоря о специфике неличных времен, проведите аналогии с русским, немецким и / или английским языками.
2. Дайте пример фразы, в которой используется супин, и назовите ее русский аналог. Какой части речи русского языка соответствует по функции супин?
3. При характеристике причастий объясните структуру и способ образования каждого типа, а также значение и возможную роль в предложении. Постройте словосочетания или предложения с каждым из типов причастий и переведите их на русский язык. Подумайте и определите, причастия какого типа отсутствуют в русском языке, но представлены в латинском и наоборот. Приведите доказательства.
4. Выполняя упр. г) на стр. 158 учебника М.Е. Нисенбаума, следует помнить о том, что Ablativus герундия без предлога и с предлогом in может переводиться деепричастием. Например: docendo discimus – обучая (других), учимся (сами), in admirando vidit – смотрел, восхищаясь (в восхищении).
Конструкция ad + gerundium переводится как для чего-то: ad memorandum – для запоминания.
5. Говоря о семантике герундива, помните два возможных его значения: а) действие, которому должно подвергнуться лицо или предмет, т.е. долженствование в страдательном смысле; б) действие, которому лицо или предмет подвергается в момент, выраженный сказуемым, т.е. соответствует русскому страдательному причастию наст. вр. Сравните: audiendus, -a, -um – а) тот, кто должен быть выслушан – во фразе: Testis (свидетель) audiendus est; б) выслушиваемый – во фразе: Testi audiendo credere non potuit – Он не мог поверить свидетелю, которого слушал (дословно: выслушиваемому свидетелю).
NB! Второе занятие по теме № 8 начинается с итогового тестирования. Вы должны быть готовы к 30-минутному зачетному тесту, включающему в себя задания по всем пройденным темам. Для этого необходимо заранее повторить весь материал и особенно темы занятий № 5-8. В файле «Тесты для самоконтроля» этого УМК представлен примерный образец зачетного теста, который вы можете использовать для предварительной самопроверки.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы типы латинского причастия и какие соответствия им имеются в русском языке?
2. Как образуются причастия всех типов?
3. Как образуется и изменяется герундий?
4. Какие значения может иметь герундив, а также как он образуется и изменяется?